Самая длинная узкоколейка Европы находится в Украине.



Украина может похвастаться туристам самой длинной узкоколейной железной дорогой в Европе(!). Ее ширина чуть больше 70 см и по Европе таких дорог осталось сравнительно мало. Самая длинная из них совсем близко, в Гайвороне. Круто, правда? 

На сегодняшний день в Украине существует 3 действующие узкоколейные ветки:

1. «Узкоколейная железная дорога Рудница — Голованевск», 130 км          
Гайворон обведен красным кругом на карте
2.  «Боржавская узкоколейная железная дорога» ( или «Виноградово — Хмельник — Иршава» ), 123 км
3. «Узкоколейная железная дорога Антоновка — Заречное», протяженность 106 км 



      Гайворон отмечен розовым на карте

Это лишь малая часть того, что осталось от разветвленных сетей узкоколейных железных дорог, существовавших когда-то на территории Украины.

Сейчас мы поговорим о Гайворонской железнодорожной сети, построенной на рубеже XIX и XX столетий. 
Ее малая часть сохранившаяся до сегодняшних дней железная дорога  Рудница - Голованевск — является самой длинной узкоколейной дорогой не только Украины, но и всей Европы.
 Для сравнения, в Англии туристов развлекают узкоколейными железными дорогами длинной от 200 м до 13 км, в то время как Рудница — Голованевск  имеет протяжность 130 км. 
Сейчас мы попробуем восстановить ее былой вид на карте. Но для начала, немножечко истории. 

История узкоколейной железной дороги

К 30-м годам 20 века на территории Украины была построена крупнейшая узкоколейная сеть Украины. Пик ее славы пришелся на середину прошлого столетия. Тогда она соединяла города, поселки, промышленные, центры и небольшие фабрики на территории 5 современных областей Украины и нынешней Молдовы. С приходом железной дороги в глухомань, там начиналсь буйная жизнь, процветание и местная экономика шла вверх. Что касается экономики, то этот пункт относится ко всем городам и фабрикам, через которые проходила железная дорога. Она несла «жизнь и развитие». Ее сердцем был город Гайворон, так как он лежал на пересечении двух основных ходов: меридионального (Бердичев — Гайворон) и широтного (Каменка — Гайворон — Подгородная). В Гайвороне остались такие достопримечательности тех времен, как управление той железной дороги и уникальный узкоколейный тепловозоремонтный завод, а в депо стоят старинные экспонаты для экскурсий и съемок фильмов(среди числа которых, номинант на премию «Оскар» 2016 фильм «Поводырь»). 


Итак, вернемся к карте. Как строилась Гайворонская сеть узкоколейных железных дорог в  хронологическом порядке.

Все линии этой сети былы построены в конце XIX начале XX веков акционерной компанией Южное общество подъездных путей. Первой в Гайворонский сети была открыта узкоколейная линия Житомир — Ольвиополь ( сегодня город Первомайск ) в 1900 году. Ее длина составила 465 км.



 Она проходила через города (сверху вниз на картинке): Бердичев, Холоневская, Калиновка, Турбов, Гуменное, Гайсин, Зятковцы, Гайворон, Подгородная, Первомайск.

Дальше была открыта линия Киев — Жмеринка — Одесса. 



Сразу после этого появилось ответвление Гуменное — Винница от линии Житомир — Ольвиополь. Линии Житомир — Ольвиополь и Киев — Жмеринка — Одесса были сообщены. 




Примерно в то же время Гайворон соединяют узкоколейной линией со станцией Рудница на магистрали Киев — Жмеринка — Одесса . Таким образом появляются уже два «моста» между Киево-Одесской и Житомиро-Ольвиопольской линиями.



В 1915 случилось неприятное — участок дороги Житомир — Бердичев перешили на широкую колею. 



Это стало первым тревожным сигналом на пути развития сети. Но процесс сразу не получил продолжения и развитие продолжилось. 
С приходом СССР акционерная компания «Южное общество подъездных путей»
была национализирована. Но Советская власть отнеслась благосклонно к строительству узкоколейных железных дорог, так что в 1930-х продлили линию между Гайвороном и Рудницей. Ее протянули на юг. Теперь она шла через село Попелюхи и заканчивалась подъездным путем к сахарному заводу в селе Черноморин.  



Вскоре открылась автономная линия от Попелюх до села Загнитково, где находились воинские части. 


В 1939 дорогу продлили на запад до села Каменка. Длина пути Подгорная — Гайворон — Загнитково достигла 170 км.  А в 1950-х годах у станции Попелюхи наконец-то был открыт путепровод.


Теперь четко виднелись 2 основных хода Гайворонский сети узкоколейных путей : меридиональный (Бердичев — Гайворон) и широтный (Каменка — Гайворон — Подгородная).



В конце 50-х годов Гайворонская сеть достигла пика своего развития.  



Но триумф был не долгим. Вскоре, советской властью было принято решение перешить узкоколейные пути в широкую колею.

На протяжении следующих 10-летий Гайворонская сеть частично перешивалась на ширококолейные линии, частично разбиралась. И все что от нее осталось на сегодняшний день — это железная дорога Рудница — Голованевск.  



Но что радует, так это то, что она сохранилась не в качестве музейного экспоната, а в качестве функционирующей части железнодорожного комплекса страны. Это означает, что люди пользуются ею, как повседневным общественным транспортом. В некоторой мере даже интереснее проехаться в узкоколейном вагончике с местными обывателями, а не участниками экскурсионной группы. Для них, местных, узкоколейные поезда всего лишь способ добраться из города в город, как это было всегда. Они коротают время поездки за чтением газет или разговорами. И это больше способствует созданию нужной атмосферы, чем восхищенные глаза аккуратно одетых туристов, у каждого из которых болтается фотик на шее. 
Расписание поездов можно посмотреть тут

Но экскурсия по узкоколейной железной дороге, тем не менее, стоит вашего внимания, ведь только ради нее из депо выгоняют этого красавца. 



А на регулярных межгородских рейсах, вагончики тянет привычного нам вида  локомотив. Хоть и узкоколейный, но выглядит попроще паровоза с дымком. 
Экскурсии на паровозе  регулярно проводятся, подробнее я о них во втором пункте этой статьи.

Информация к статье: о точном расположении железнодорожных путей на карте не было найдено информации, так что города на картах на их фактичесских месторасположениях, а пути между ними схематические, но очень близки к действительности. 

Буду признательна, если поделитесь информацией на сей счет.

Дописываю текст спустя полтора года) 29.12.2017 г.
Сегодня на фейсбуке мне прислали вот такую карту



...которой я спешу поделиться с вами :)
Максим Максимец, спасибо Вам БОЛЬШОЕ! 
Такой отклик очень удивил, но еще больше порадовал!












Комментарии

Популярные сообщения