Гайворонский тепловозоремонтный завод, как достопримечательность города.


Я узнала о нем поподробнее. На мой взгляд этот завод - экономический и исторический феномен Украины. За свою более чем столетнюю историю это производство не прекращало работать даже в самые кризисные времена. Много раз перестраивалось под новые технологии и меняющиеся потребности общества и на протяжении всего времени на разу не закрыло своих дверей, оставаясь прибыльным предприятием более 100 лет.

История гайворонского тепловозоремонтного завода

Сюда привозили на ремонт узкоколейные тепловозы со всех концов Российской Империи, Советского Союза и теперь, независимой Украины. Завод, повидавший за свое существование 3 государства и 3 века!

 Гайворонский тепловозоремонтный завод был открыт в 19 веке при Российской империи. Основан в 1897 году как железнодорожные мастерские. 
Так выглядели железнодорожные мастерские  в те времена.

    на фото: жд мастерская станции Оренбург 1901 г.

Такие мастерские служили для ремонта подвижных составов, а именно в Гайвороне обслуживали узкоколейные составы. Там ремонтировались паровозы и вагоны узкой колеи. В 1937 году, с приходом Советского Союза и индустриализации, железнодорожные мастерские в городе Гайворон были переименованы на Гайворонский Паровозоремонтный завод.
В СССР на базе всех главных железнодорожных мастерских Российской Империи создавались паровозоремонтные заводы. Модренизируясь в ногу со временем, они продолжали играть важную роль в экономике страны. 
Гайворонский Паровозоремонтный завод был крупнейшим и наиболее важным  из 9 капитально реконструированных  заводов на территории СССР. 

 На время Великой Отечественной войны завод был эвакуирован в город Алатырь Чувашской АССР. Но после он вернулся на прежнее место. Вскоре после освобождения Гайворона, к маю 1944 года был отремонтирован первый паровоз. А через 3 года, в 1947 году уже был достигнут довоенный уровень производства.

С 1970 года завод стал называться Гайворонским тепловозоремонтным заводом.

В 90-х гг., после распада Советского Союза, узкоколейные тепловозы перестали поступать в ремонт и заводу пришлось подстраиваться под новые реалии, чтобы остаться на плаву. Коллектив завода успешно перестроил производство на ремонт тепловозов широкой колеи, но их поступало слишком мало и этого было недостаточно. Тогда тепловозоремонтники решили ввести в ряд своих услуг изготовление определенных запчастей для тепловозов. Причем они взялись производить те детали, от которых другие производства отказывались из-за трудоемкости в производстве, хотя они и  пользовались спросом. Причем не только в Украине, но и за рубежом. С тех пор и по нынешнее  время Гайворонский тепловозоремонтный завод имеет постоянные заказы. А в те времена, когда некоторые родственные заводы и вовсе закрывались, работники Гайворонского завода работали в три смены без выходных и праздников. Они и сейчас так работают.


На переднем плане занятный экспонат - паровоз, приехавший к нам из Бельгии в 40-х гг !


На заднем плане вход на территорию завода. Можно ли туда сходить на экскурсию? Я не знаю. Но было бы интересно попасть в эти стены, оказаться в таком историческом месте, представить, что оно пережило и узнать от экскурсовода что-то новое.

За этими унылыми стенами проездного пункта кроется интереснейшая и богатая история которая прошла сквозь три века: XIX , XX , XXI 


Комментарии

Популярные сообщения