Гайворонское железнодорожное депо


Сегодня Депо административно относится к отделению Одесской железной дороги. Так как когда-то Гайворон был сердцем большой узкоколейной сети, тут остались узкоколейные реликвии тех времен. Депо в Гайвороне богато на музейные экспонаты, при чем все они действующие. 

Итак, знакомьтесь:

1. Элитная дрезина




На самом деле это конечно никакая не дрезина, а автомотриса. (Автомотриса — это как дрезина, только с двигателем). Но слово «автомотриса» так редко встречается, что может оставить вопросы даже у самых (продвинутых), другое дело дрезина — сразу все понятно.
Но в Гайвороне находится все-таки автомотриса. 

Автомотриса - это железнодорожный вагончик, оборудованный двигателем. То есть он ходит сам, без посторонней помощи. Используется как в технических целях, так и для перевозки пассажиров.  




Гайворонская автомотриса сделана на основе автомобиля ЗИМ, внешне очень напоминающего Волгу. Тут она служит транспортом для железнодорожников которые занимаются техническим обслуживанием жд путей. 
  










2. Паровоз


Для начала немного о его создании. 
Все началось с проигрыша Германии во Второй Мировой войны. После её окончания  Германия, как проигравшая страна, обязывалась провести ряд мер, что бы возместить нанесенный ущерб странам, на которые нападала. Такие меры назывались репарациями. В их числе были как денежные транши, так и другие материальные возмещения. После окончания войны Союз ощущал острую нехватку паровозов, а Немецкое машиностроение как раз славилось своим замечательным качеством. Германия была обязана построить 400 мощных узкоколейных паровозов для Советского Союза, как репарации. В Гайвороне как раз находится один экземпляр из той «поставки». Вот собственно и он.


Буквы «ГР» обозначают слова «Германская Репарация», а номер 280 - порядковый номер. Всего было построено 318 таких паровозов. 




Экскурсии по узкоколейке

Сегодня существуют экскурсии, для которых этот паровоз специально выгоняют из депо и туристов провозят в старинном вагончике по узкоколейной линии Рудница — Гайворон — Голованевск, с различными остановками для того, что бы можно было снять фото или видео.    



Пожалуй самым основным организатором таких экскурсий является австриец Вольфрам Венделин (fb: Wolfram Wendelin). Он серьезно увлекается историей Украинских узкоколейных 


путей, написал 3 книги на немецком и скоро должна выйти 4-я его книга, которую он пишет на украинском. Параллельно с изучением узкоколеек Вольфрам изучил язык в Украине. Он старается способствовать улучшению состояния ныне существующих узкоколеек на Украине и привлечению внимания туристов. Несколько раз в год он организовывает экскурсии по узкоколейкам для европейцев. Так, в Гайворон на экскурсии регулярно приезжают ценители железных дорог из Австрии, Англии, Франции, Нидерландов, Германии, Швеции и других стран.


Украинцы тоже могут присоединиться к такой экскурсии по Гайворонский узкоколейке.
В 2015 году  ёё стоимость для украинцев составляла 450 грн с человека (примерно 18 $).












3. Снегоочистители

Еще в Гайворонском депо можно найти два снегоочиситителя: маленький и большой.   



Пока они не стали музейными экспонатами, их активно используют в зимний сезон   




и эти «ребята» верно служат по назначению. 
Они не так много времени проводят в депо, поэтому часто их можно увидеть на путях, 


прямо напротив вокзала, так же как и узкоколейную машинку. Но не скажешь того же о паровозе ГР-280, который выходит их депо исключительно под заказ.





Комментарии

Популярные сообщения